ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ.
1976г.-1991г.
Театральным светом и сценографией занимается с школьных лет, (с 6го класса). Живописью- с раннего студенчества.
Основы профессии осветителя и ленинградской театральной школы были получены сначала в стенах осветительского цеха уникального и единственного в СССР, Театра Юношеского Творчества (ТЮТ,Ленинградского Дворца пионеров). Начало образования - 1976г. Педагог осветительского цеха тех времен - В.С. Булыгин. Способность к рисованию у автора обнаружилась довольно поздно. Причем, первичной стала сценография, а не живопись. В школьные годы, юный театральный осветитель, воспитывающийся в Театре Юношеского творчества, проявил способности сначала к театральному свету,потом к сценографии и уж затем, к живописи. Изобразительные способности, первоначально служили прикладным целям, для создания эскизов декораций и афиш.
Именно в ТЮТе начал формироваться художественный вкус будущего художника, мировозрение, любовь к профессии и "театральная школа" сценографии и света,
После окончания школы, в 1980г., продолжил образование и получение практических навыков в БКЗ «Октябрьский». Является одним из последних учеников, мэтра театрального и концертного света - Б.В. Синячевского. А.Мельнику посчастливилось участвовать в постановке уникального светомузыкального произведения А. Скрябина «Прометей» (постановка Б. Синячевского), делать свет Театру Е.Камбуровой, Московскому классическому балету (солист Е.Максимова).
В свете и сценографии, продолжил самообразование в ТЮТе, одновременно являясь педагогом осветительского цеха и художником по свету ТЮТа. Начало самостоятельной работы и преподавания - 1981г.
После обучения в ЛГПИ им. Герцена, по специальности, география и биология, в 1985г., продолжил непрекращающуюся работу в ТЮТе, участвуя в разработке проекта и реализации новой сцены ТЮТа и большой сцены ТКК «Карнавал», который по тем временам был одной из самых оснащенных площадок Ленинграда.
Во время службы в рядах СА, в 1986-87г. работал художником по свету в АПиП ЛенВО, где получил первый опыт гастрольной работы.
После службы, вернулся в ТЮТ, одновременно начал профессионально заниматься живописью (3 курса в СПбАХ).
Во время обучения академической живописи, художественные взгляды начинающего художника, заложенные ещё в стенах ТЮТа, начали развиваться в неформальной среде перестроечного Ленинграда. «Газоневская» неформальная культура, легендарное кафе Сайгон, нонкомформисткие и постмодернисткие течения, в сочетании с официальный "ленинградской школой» театральной сценографии, под началом Э. Кочергина, сформировали весьма нетипичное для тех, да и пожалуй, для нынешних времен, художественное мировоззрение художника.
С одной стороны, это экстракт новейших достижений современного искусства, с другой: тяга к академической манере письма и классической театральной школе.
Важно отметить, что для тех времен, когда происходила конфронтация академизма и постмодерна, большинство художников занимало полярные стороны в своем творчестве, что в последующем позволило им стать частью мейнстрима академизма и постмодерна. «Обратной стороной медали» было то, что таких художников было много, иногда излишне много.
Аналогичная ситуация возникла и в музыкальной среде, где официозу массовой культуры противостоял андеграундный «русский рок», с которым будет непрерывно связана, вся дальнейшая творческая судьба художника.
Предстоял выбор: академизм и театр или андеграунд. Молодой автор выбрал андеграунд, но принципиально отказался перечеркнуть весь предыдущий академический багаж.«Срединный же путь» позволял молодому художнику, брать «свое» там, где было необходимо,отбрасывая всё ненужные условности. Синтез живописи, света, сценографии, положенный на музыкальную основу, а впоследствии и применение мультимедиа, позволил А. Мельнику стать одновременно и носителем новейших тенденций современного искусства и избежать крикливой эпотажности авангарда.По этой причине, перестроечное время конца 80х, да ещё в «столице отечественного андеграунда» с Сайгоном, Ленинградским рок-клубом и Театром юношеского творчества(вполне официальной институцией) позволило молодому художнику стать «своим» и в неформальной и в официальных средах.
Первые выставки проходили в андерграундных залах и частных коллекциях. В эти же годы организуются первые муниципальные выставки и образовываются новые творческие объединения: Группа художников «Триэдр», ТСХ СПБ, Союз художников IFA, Европейский союз художников, членом которых, в разное время становится А. Мельник.
В эти же годы происходят первые продажи работ за рубеж, в частные и музейные собрания. Интересно заметить, что одновременно с продажами работ художника, его картины начали похищать. Всего у художника украдено 6 работ, что болезненно, для не очень плодовитого автора.
1991г.-2010г.
С конца 80х- начала 90х, А. Мельник: уже довольно опытный, но ещё молодой художник, сближается с ведущими рок-группами Петербурга.
В это время «русский рок» находится на вершине своего рассвета, играет уже на стадионах и больших концертных залах, но в то-же время штатных художников по свету в рок-группах,(за исключением А.Столыпина- гр.Алиса) нет, впрочем и сценографией никто в отечественном роке никто особо не занимается.
В начале 90х, А.Мельник становится художником группы Аквариум,(период БГ-бенд, Русский альбом,Новый Аквариум, Кострома -мон амур» ) являясь сценографом и художником по свету группы. Работа в Аквариуме, позволила А.Мельнику познакомится с русской и тибетской иконографией, что тут-же отразилось и в живописной сфере деятельности. Группа возила на гастроли стилизованный под тибетскую мандалу, своеобразный «штандарт» созданный А. Мельником: разборное живописное полотно, размером 3х3 метро, выписанное кистями №1 и 0. Во время концерта на мандалу проецировалось специальная проекция с «перетекающими красками», что создавало синтез светового и проекционного изображения. Начиная с Аквариума, автор, один из первых, фактически вводит в отечественную рок-культуру понятие "сценография и свет", развивая эту тенденцию в последующих группах и создавая, на основе предыдущего опыта, теперь уже свою, концерную школу постановочного освещения.
С середины 90х художник сотрудничает с группой ДДТ(программа «Это всё», акустика «Черный пес-Петербург», «25 лет ДДТ») в качестве художника-постановщика и художника по свету, а затем, с конца 90х,художник группы Алиса(период: Дурень, Солнцеворот, Пляс Сибири на берегах Невы, СПЧТД, Изгой) с которой художник сотрудничает очень долгое время.
Параллельно с роком, художник участвует в выставочной деятельности, регулярно выставляясь в различных галереях. Особое место на этом этапе, продлившемся более 10 лет занимает ЦВЗ «Манеж» и многочисленные художественные фестивали изобразительного искусства, организуемые куратором Л. Скобкиной. Выставляясь вместе с мэтрами росийского постмодернизма: А.Заславским, А. Басиным и мн. др., именно в Манеже, художник организует персональные проекты, в рамках городских, общероссийских и международных фестивалей современного искусства и новейших течений. Эти проекты, зачастую являются не только живописными, но и синтетическими. В них широко используется, сценография, свет и видео.
В значительной степени, благодаря и этому художнику, в мир выходят жанры: сценографическая инсталляция и светозвуковой видеоперформанс, которые в творчестве последующих художников, известны широкой публике, под названием световых шоу и видеомапингов.
С конца 90х годов, художник получает известность, как в художественном мире, так и в рок-музыкальной среде, уже в качестве вполне самостоятельного и самобытного художника. Это позволяет продолжить эксперименты в ЦВЗ «Манеж» и привлекать к персональным проектам как и известных, так и менее известных, но самобытных музыкальных коллективах,( Алиса, Крематорий, Браво, Мистер-твистер, АУ, Трилистник, Зимовье Зверей, Мельница, Фиолетовый дождь, Пангея, Бригадный подряд, авторы-исполнители: Е.Бачурин,К.Комаров, Ю.Елифтерьев, М.Сульин и др.) создавая необычные синтетические фестивали рок-музыки и искусства. Для экспериментов в области синтетического искусства, ЦВЗ «Манеж», выделил художнику отдельное помещение, в котором впоследствии организовалось пространство «Малый Манеж». (впоследствии - Музей искусства ХХ-ХХIв.), многие экспериментальные наработки, приемы и концепции часто переносились художником в пространство больших рок-концертов, на стадионы и крупные концертные залы.
Собственные уникальные наработки и приемы, взятые из богатого театрального опыта, для деятелей шоу-бизнеса и широкой публики, не искушенных в театральной школе, выглядят новаторскими и их начинают активно заимствовать, правда абсолютно механически. Без понимания методики и целеполагания. Излишне говорить, что эти приемы очень быстро становятся штампами.
С начала" нулевых" годов, художник, продолжает живописную деятельность и работу в качестве художника гр. Алиса. Именно с этого времени, художник начинает увлекаться новым для тех времен,сценическим видео.
Одновременно,А. Мельника приглашают для работы в качестве "сессионного художника" группы: Ария,Зимовье Зверей, Крематорий, Пикник и ещё молодые в те времена группы: Король и шут, Пилот и т.д. Небольшие серии концертов групп: Ю-Питер(В.Бутусов), Бригада С, Гражданская оборона,Психея и др. Художника часто приглашают в качестве художника-постановщика,художника по свету и видео на рок-фестивалях : «Наполним небо добротой», «Окна открой», юбилеи Рок-клуба и т.д. С 2006 года, А.Мельник, спустя год после ухода музыкантов "золотого состава"покидает гр. Алиса и становится исключительно сессионным художником.
Репутация художника позволяет инициировать несколько собственных синтетических рок-фестивалей в БКЗ «Октябрьский», СКК «Петербуржский», ЦВЗ"Манеж" (Алиса, ДДТ, Пикник, Чиж и К., Мельница и др.).
С середины "нулевых годов"художник сотрудничает с группами:Сурганова и оркестр, Ляпис Трубецкой.
Наряду с роком, А.Мельник, являясь прокатчиком и технологом видеоконцертного оборудования сотрудничает с крупными рейвами: Дэнс Плэнет, Восточный удар,Линия отрыва, Красная стрела, Кронштадтские Форты,международным рейв-фестивалем - Maydаy.
Начиная с конца 90х годов,и до сегодняшних дней, художник активно работает со сценическим видео, занимаясь, как инженерной разработкой схем постановочного видео, так и видеомонтажом, композитингом,3d графикой, создавая оригинальный видеоконтент. Практически, во всех, перечислеенных выше группах, фестивалях и выставках художник выступает и как специалист, по мультимедиа.
Одним из первых, художник вводит постановочное видео не только в концертную и выставочную среду, но и в пространство театра, сочетая театральную культуру и новые технологии.
Главным творческим кредо художника, является неразрывность сценографического, светового и видеопространства. Художник активно сопротивляется появлению видеоэкранов, как "большим телевизорам на сцене", интегрируя мультимедиа в сценическую среду.
Экспериментируя, автор использует старинные классические театральные приемы, преобразовывая их в новейшее для тех времен, мультимедийные пространство. Проекции на декорации и актеров(маппинг), проекции на прозрачные, невидимые тюли, видеосканеры, взаимодействие живого актера и видеоконтента применяются художником одним из первых и на концертах и на выставках и в театре.(серия моноспектаклей, сп. театров "Комик трест", театр Комедии им.Акимова и др.).
2010г.- по наши дни.
Постепенно, в выставочной деятельности автора и подразумевающей постоянные разъезды, в концертной сфере, начинает накапливается физическая и моральная усталость и художник, сокращает количество выставок,ограничиваясь редкими театральными и концертными постановками, многие из которых осуществляются дистанционно.
Для этого разработана специальная методика, позволяющая не присутствовать непосредственно на мероприятии и осуществлять постановочную деятельность. Не привязываясь к границам и территориям.
Главные направления в последние 15 лет: преподавание, живопись и творчество в виртуальной среде. Особое место занимает визуализация сценических, а в последнее время, и гейм пространств.
Важно отметить, что виртуальная визуализация различных сценических пространств, реализуемая художником, интегрирована с новейшими сценическими технологиями, что позволяет в любой момент перенести визуализацию на конкретную сцену.
Художник, по прежнему работает со световым и видео софтом, постоянно обучаясь новым технологиям. Подсознательно, сценические визуализации автора, могут состоятся, как техдокументация к постановке.
Более того, с появлением уникальных технологий, предлагаемых гейм-средой UE4 и UE5, художник не только подключает к визуализации физические световые и видео пульты,но и создаёт интерактивные, "игровые" , виртуальные пространство, помещая зрителя внутрь этого пространства, позволяя ему не только свободно перемещаться в предлагаемой локации, но и взаимодействовать в ней. По своей структуре и механике, это и классическая компьютерная игра, и классический световой(сценографический и видео) визуализатор.
Последние годы художник работает над созданием "Симулятора сценических площадок", это реалистичные площадки: клуб,театр, концертный зал, арена дворца спорта,опен эйр и т.д. К ним можно подключить внешние устройства или работать, встроенными в симулятор средствами.
"Симулятора сценических площадок" это инди-проект, нуждающийся в издателе. На сегодняшний день, существует несколько реальный прототипов.
В зависимости от конкретики он может стать экскурсионным и учебным пособием для студентов театральных вузов и начинающих сценических художников или игрой-симулятором.
Последние 10-15 лет, художник продолжает преподавательскую деятельность сценического света и видео, начатую им ещё в студенческие времена в ТЮТе. Академия культуры (СП-б), Высшая британская школа дизайна и частное обучение. Особое место занимают авторские семинары в ЦНТИ «Прогресс» (СП-б), которые художник проводит более 15 лет
Излишне говорить, что за этот период, лекции преподавателя прослушали тысячи осветителей России и зарубежья.
Преподавательская деятельность А. Мельника не замыкается исключительно на платной платформе. Понимая, что существует огромное количество начинающих или уже опытных коллег, финансовое или географическое положение, которых не позволяет очно ознакомится с курсом А. Мельника, художник опубликовал на страницах журнала Light. Sound.Тews. (Свет.Звук.Новости.) уже две редакции учебника А. Мельника по постановочному свету и видео, настояв, не только на печатном издании, но и на постоянном электронном варианте учебника в свободном доступе, который в любое время можно читать в режиме онлайн.
Ученики художника востребованы на рынке шоу-бизнеса и в театральной среде. Из наиболее успешных: Г.Фильштинский, Д.Райдугин, Д.Солнцев, Г.Шугаев.
К сожалению, лучшие ученики: Н. Кузнецова, А.Махалова, Д.Костинников, Е. Зиберт, М.Куликова, три дочери художника,вместе с ремеслом, перенимают и мировоззрение учителя, что не позволяет им в полной мере заниматься полноценной «раскруткой» себя, хотя по уровню превышают модных художников и являются вполне востребованными.
В последние 15 лет, художник, продолжая активно заниматься живописью, выставочную деятельность и продажи работ "на сторону" практически прекратил.
Сотрудничая, на постоянной основе с коллекционером живописи, А. Куликовым, автор аккумулировал достаточно большую, ретроспективную коллекцию, которую, спустя 15 лет затворничества, наконец решил предоставить широкому зрителю.